Главная
→ Новости
→ Легендарный пассажирский автобус ЛиАЗ-667
06.11.2013
История легендарного городского пассажирского автобуса
ЛиАЗ-667 началась в далеком 1958 году, когда Совет Министров СССР принял
решение свернуть производство автобусов на ЗИЛ, отдав все мощности предприятия
под производство грузовых автомобилей. Выпуск автобусов было предложено
наладить на Ликинском машиностроительном заводе (ЛиАЗ), который вошел в историю
отечественного автобусостроения, как Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). Первые
машины предприятие приурочило к XXI съезду КПСС, который начал свою работу в
Москве в день выхода за ворота завода двух опытных образцов автобусов торговой
марки ЛиАЗ. Предприятие специализировалось на выпуске пассажирских автобусов с
кузовом вагонного типа. Однако, продукция завода первых лет работы не вошла в
анналы автобусостроения СССР так, как городской автобус ЛиАЗ-667. Конструкторы
машины не предполагали, что их детище, созданное, чтобы сменить автобус
ЗИЛ-158В, станет таким популярным в народе, и будет выпускаться в различных
модификациях вплоть до 1994 года в Ликино и до 2000 года - на других
производственных объединениях. За это время только на ЛиАЗ было собрано более
200 тысяч единиц машин, часть которых ушла на экспорт в 16 стран мира.
Прототип автобуса ЛиАЗ-667 был построен в 1962 году. В его
создании использовались наработки ЛАЗа и ЗИЛа, конструкторы которых имели
большой опыт в создании таких машин. Первая модель автобуса с индексом 667
приняла участие в праздничном параде в Ликино, став, как сказали бы сейчас,
«гвоздем программы». Однако, конструкторы понимали, что до запуска в серию
ЛиАЗ-667 должен быть одобрен Госкомиссией по автоматизации и механизации при
Совете Министров СССР. На удивление
проектировщиков, члены комиссии не высказали серьезных замечаний к машине, дав
тем самым «зеленый свет» новой технике. Правда, понадобилось еще почти пять
лет, пока в 1967 году с конвейера не сошла первая серийная партия ЛиАЗ-667. До
этого знаменательного момента, городские автобусы подвергались самым жестким
испытаниям в различных условиях и климатических зонах. Самыми значимыми из них
стали дорожные испытания машины в районе Сочи в 1964 году и автопробег длиной в
несколько тысяч километров, который стартовал и закончился в Москве, пройдя при
этом через такие крупные населенные пункты, как Харьков, Новороссийск, Сочи,
Тбилиси, Ереван и Орджоникидзе. При этом, автобусу удалось с честью выдержать
испытания и завершить автопробег без серьезных неисправностей.
По приданию, один из ЛиАЗ-667 с первой серийной партии
городских автобусов был выставлен в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ СССР в
1967 году. За создание машины, большая группа конструкторов и простых рабочих
получили государственные награды. Это утверждение соответствует
действительности лишь отчасти, так как в момент открытия выставки, существовали
только опытные образцы машин, одна из которых и была отправлена в Москву. В
серию же автобусы ЛиАЗ-667 пошли буквально через несколько месяцев. Поэтому
демонстрироваться на ВДНХ одна из единиц первой партии машин не могла. Однако,
автобус с первой серийной партии ЛиАЗ-667 все же удостоился высокой награды на
Международной выставке «Интербытмаш», которая прошла 1968 году. Последующие 10
лет были знаковыми в жизни модели городского автобуса с индексом 667 и всего
Ликинского автобусного завода.
1. 1972
год - на Международной ярмарке в Лейпциге машина получила Диплом I степени и
Большую золотую медаль.
2. 1973
год - с конвейера сошло 48 единиц автобусов ЛиАЗ-667 сверх годового плана, за
что многие работники предприятия были удостоены премий.
3. 1976
год - за досрочное выполнение пятилетнего плана и достижения в труде, а
также повышение эффективности
производства, предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.
4. 1978
год - улучшенная модель автобуса ЛиАЗ-667 получила приставку «М», которая
означала изменения салона и внешнего вида машины.
За свою
недолгую по меркам автобусостроения жизнь, модель ЛиАЗ-667 получила множество
лестных отзывов. В первую очередь она запомнилась пассажирам плавным ходом и
комфортным салоном, который для городского автобуса был очень хорошим. На лицах
людей ЛиАЗ-667 всегда вызывал улыбку своей яркой раскраской (желтая и красная),
которая выделялась из общего городского потока. Даже в самую холодную погоду, в
салоне автобуса всегда было тепло, а маршрутоуказатели над лобовым стеклом
никогда не запотевали и не замерзали. Последний ЛиАЗ-667, который был выпущен
еще во времена СССР, автор этого материала видел в 2004 году на окраине
небольшого украинского городка на берегу Азовского моря. Машина работала на
пригородном маршруте, доставляя жителей рыбацкого поселка на городской рынок.
Автобус был невероятно ржавый и нещадно дымил, но ни один выходящий из салона
машины на остановках пассажир не высказывал недовольство.